Сегодня узнаем:
- как использовать переменные в среде программирования Scratch.
Давай подумаем!
- Что собой представляет программа Scratch?
- Для чего применяется среда программирования?
Переменная – Айнымалы – Variable
Что такое программа Scratch?
Scratch (Скретч) – это игровая среда программирования, которая позволяет создавать игры, интересные проекты, анимации и сказки. Scratch создан как продолжение идей языка Лого и конструктора Лего. Программа состоит из графических блоков, которые делятся на 10 цветных групп. Каждый блок состоит из различных команд. Команды выбранной группы отображаются в нижней части окна. Серию блоков называют палитрой блоков, так как она похожа на палитру художника (рис. 1).
Сцена среды программирования Scratch состоит из набора горизонтальных и вертикальных сеток. Объекты могут двигаться вправо, влево, вверх и вниз по этим сеткам, как показано на рисунке 2.
Рассмотрим работу с переменными в этой среде.
Определение!
Переменная – это участок временной памяти компьютера, хранящий какое-либо значение. Переменная в Scratch – это ячейка, в которой хранится определенная информация. В математике переменной обозначают неизвестное число. Значение переменной может меняться.
Как используются переменные?
Переменные можно использовать при разработке игровых проектов для подсчета очков, расчетов, показа правильных и неправильных ответов.
Для создания переменных используется блок Данные, при открытии которого скрипты показываются не как в других блоках: они появляются только после создания переменных. В блоке Данные расположены 2 кнопки:
После нажатия на кнопку Создать переменную откроется окно, в котором нужно указать имя переменной. Можно создать несколько переменных.
После создания переменной можно установить и изменить ее значение. Команды блока Переменные и их назначения приводятся в таблице 1.
Таблица 1. Блок Переменные
Команда | Назначение |
---|---|
Задает значение переменной | |
Возвращает значение переменной | |
Значение переменных можно изменить. Используя положительные или отрицательные значения, можно увеличивать или уменьшать переменные | |
Показывает или скрывает значение переменной |
Попробуем создать проект Секундомер. Для этого нужно создать переменную, которую назовем Время. Установим начальное значение на 60, каждую секунду значение должно уменьшаться на 1 секунду. В результате программа остановится через 1 минуту (рис. 3).
Это познавательно!
В Scratch регистр играет важную роль: он различает большую и маленькую буквы, поэтому «Баллы» и «баллы» – это разные названия переменных и списков.
Это интересно!
Интересно название среды программирования Scratch. Эмблемой программы является котенок Scratch, а в переводе с английского это слово означает «царапина», «царапать».
Отвечаем на вопросы
- Что такое переменная?
- С помощью какого блока создаются переменные?
Думаем и обсуждаем
- Почему серию блоков называют палитрой блоков?
- Для чего применяется блок Данные?
Анализируем и сравниваем
Устно сравни и объясни назначение следующих команд.
Выполняем на компьютере
Уровень А
- Загрузи программу Scratch из Интернета по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/ZWBr/WntNrxSvY .
- Запусти программу и ознакомься с окном среды программирования.
- Выбери фон и персонаж для проекта «Моя Родина – Казахстан».
Уровень В
- Создай нужную переменную для проекта.
- Создай скрипт персонажа, который будет передвигаться по периметру сцены по часовой стрелке.
Уровень С
- Создай скрипт персонажа, который во время движения каждую секунду говорит на трех языках: «Добро пожаловать в Казахстан!».
- Запусти и проверь готовый проект. Сохрани его в папке под названием «Моя Родина – Казахстан».
Делимся мыслями
Ажар создает проект в Scratch. Она хотела сделать так, чтобы в проекте появлялись баллы за ответы на вопросы. Подскажи Ажар, какой блок нужно использовать. Поделись мыслями.
Домашнее задание
Что относится к человеческим ценностям? Подумай и обсуди с родителями. Напиши небольшой рассказ о человеческих ценностях и набери его в текстовом редакторе.
Проверь себя
Что такое переменная в Scratch?
Для чего используются переменные в Scratch?
Какой блок используется для создания переменной?