§ 1. Переменные

Сегодня узнаем:

  • как использовать переменные в среде программирования Scratch.

Давай подумаем!

  •  Что собой представляет программа Scratch?
  •  Для чего применяется среда программирования?

Переменная – Айнымалы – Variable

Что такое программа Scratch?

Scratch (Скретч) – это игровая среда программирования, которая позволяет создавать игры, интересные проекты, ­анимации и сказки. Scratch создан как продолжение идей языка Лого и конструктора Лего. Программа состоит из графических блоков, которые делятся на 10 цветных групп. ­Каждый блок состоит из различных команд. Команды ­выбранной группы отображаются в нижней части окна. Серию блоков называют палитрой блоков, так как она похожа на палитру художника (рис. 1).

Рис. 1. Палитра блоков

Сцена среды программирования Scratch состоит из набора горизонтальных и вертикальных сеток. Объекты могут двигаться вправо, влево, вверх и вниз по этим сеткам, как показано на рисунке 2.

Рис. 2. Сцена среды программирования

Рассмотрим работу с переменными в этой среде.

Определение!

Переменная – это участок временной памяти компьютера, хранящий какое-либо значение. Переменная в Scratch – это ячейка, в которой хранится определенная информация. В математике переменной обозначают неизвестное число. Значение переменной может меняться.

Как используются переменные?

Переменные можно использовать при разработке игровых проектов для подсчета очков, расчетов, показа правильных и неправильных ответов.

Для создания переменных используется блок Данные, при открытии которого скрипты показываются не как в других блоках: они появляются только после создания ­переменных. В блоке Данные расположены 2 кнопки:

После ­нажатия на кнопку Создать переменную откроется окно, в котором нужно указать имя переменной. ­Можно создать несколько переменных.

После создания переменной можно установить и изменить ее значение. Команды блока Переменные и их назначения приводятся в таблице 1.

Таблица 1. Блок Переменные

Команда 

Назначение 

 

Задает значение переменной 

 

 

Возвращает значение переменной

 

Значение переменных можно изменить. Используя положительные или отрицательные значения, можно увеличивать или уменьшать переменные 

 

Показывает или скрывает значение переменной

Попробуем создать проект Секундомер. Для этого нужно создать переменную, которую назовем Время. Установим начальное значение на 60, каждую секунду значение должно уменьшаться на 1 секунду. В результате программа остановится через 1 минуту (рис. 3).

Рис. 3. Создание переменной, проект Секундомер

Это познавательно!

В Scratch регистр играет важную роль: он различает большую и маленькую буквы, поэтому «Баллы» и «баллы» – это разные названия переменных и списков.

Это интересно!

Интересно название среды программирования Scratch. ­Эмблемой программы является котенок Scratch, а в переводе с анг­лийского это слово означает «царапина», «царапать».

Отвечаем на вопросы

  1. Что такое переменная?
  2. С помощью какого блока создаются переменные?

Думаем и обсуждаем

  1. Почему серию блоков называют палитрой блоков?
  2. Для чего применяется блок Данные?

Анализируем и сравниваем

Устно сравни и объясни назначение следующих команд.

   

Выполняем на компьютере

Уровень А

  1. Загрузи программу Scratch из Интернета по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/ZWBr/WntNrxSvY .
  2. Запусти программу и ознакомься с окном среды ­программирования.
  3. Выбери фон и персонаж для проекта «Моя Родина – ­Казахстан».

Уровень В

  1. Создай нужную переменную для проекта.
  2. Создай скрипт персонажа, который будет передви­гаться по периметру сцены по часовой стрелке.

Уровень С

  1. Создай скрипт персонажа, который во время движения каждую секунду говорит на трех языках: «Добро пожаловать в Казахстан!».
  2. Запусти и проверь готовый проект. Сохрани его в папке под названием «Моя Родина – Казахстан».

Делимся мыслями

Ажар создает проект в Scratch. Она хотела сделать так, чтобы в проекте появлялись баллы за ответы на вопросы. Подскажи Ажар, какой блок нужно использовать. Поделись мыслями.

Домашнее задание

Что относится к человеческим ценностям? Подумай и обсуди с родителями. Напиши небольшой рассказ о человеческих ценностях и набери его в текстовом редакторе.

Проверь себя

Что такое переменная в Scratch?

Для чего используются переменные в Scratch?

Какой блок используется для создания переменной?