§ 2. Смена костюма персонажа

Сегодня узнаем:

  • как реализовывать Вложенный цикл в среде программирования Scratch.

Давай подумаем!

  • Что такое цикл?
  • Какой блок используется для вставки анимации?

Персонаж – Кейіпкер – Character
Костюм – Костюм – Costume

В среде программирования Scratch представлена коллекция готовых спрайтов и фонов. Они используются по необходимости в ходе создания программ. Чтобы сделать проект интересным, можно создать анимацию, приводя персонажей в движение.

Для чего используют смену костюма персонажа?

Чтобы создать движение, нужно сменить костюм персонажа или объекта. Анимация – способ отображения движения объекта на экране путем перемещения или изменения объекта, быстрого отображения последовательности изображений на экране в зависимости от различных движений. Для создания движения вспомним ­команды из блока Внешность (таблица 2).

Таблица 2. Команды блока Внешность

Команда

Назначение

 

Меняет костюм спрайта

 

Меняет костюм спрайта на следующий 

 

Меняет фон сцены на указанный фон

 

Возвращает номер костюма 

Рассмотрим следующий пример. Персонаж Кот передвигается. Направления движения: вправо, влево. Через секунду он должен сказать: «Привет».

Чтобы создать этот проект, нужно выбрать два костюма. Создадим скрипт для этого проекта и проверим его. В результате будет казаться, что Кот прогуливается. Для непрерывного передвижения персонажа используем циклы и вложенные циклы из блока Управление (рис. 4). Вложенный цикл – это цикл, находящийся внутри ­другого цикла.

Рис. 4. Смена костюма. Скрипт проекта

Действия циклических команд повторяются многократно (рис. 5):

Рис. 5. Циклические команды

Что делать, если для создания сцены или программы нет необходимых объектов?

В среде Scratch необходимые объекты можно нарисовать самим. Здесь есть встроенный графический редактор, позволяющий создавать новые спрайты. Для этого нужно нажать на кнопку Нарисовать новый объект (рис. 6).

Рис. 6. Создание нового спрайта

Описание графического редактора

Если тебе знаком какой-либо графический редактор, ты легко разберешься, как работать в редакторе Scratch. В среде Scratch графический редактор работает в векторном и растровом режимах (таблица 3).

Таблица 3. Инструменты для рисования

Векторный режим

Растровый  режим

увеличивает и уменьшает размер объекта, поворачивает объект 

рисует кистью

выбирает объект

проводит линию

изменяет форму

рисует прямоугольник

рисует карандашом

рисует эллипс

проводит прямую линию

вводит текст

рисует прямоугольник

заполняет цветом

рисует эллипс

стирает

вводит текст

выделяет область

окрашивает форму

удаляет фон

дублирует объект

выбирает и копирует

передвигает на слой вперед

передвигает на слой вниз

Используя палитру цветов, можно раскрасить созданные нами объекты (рис. 7).

Рис. 7. Палитра цветов

Это познавательно!

При сохранении проекта в программе расширение файла версии Scratch 1.4 будет .sb, Scratch 2.0 – .sb2, а версии Scratch 3.0 – .sb3.

Это интересно!

В среде программирования Scratch блоки не могут быть связаны, если они не соответствуют друг другу. Поэтому нужно быть внимательнее при сборке блоков и отслеживать соответствие формы блоков.

Отвечаем на вопросы

  1. Что такое смена костюма?
  2. Какой блок используется для смены костюма?
  3. В каком блоке содержатся циклические команды?

Думаем и обсуждаем

  1. Для чего используется смена костюма персонажа?
  2. Зачем применяются циклические команды?
  3. Для чего нужны инструменты для рисования?

Анализируем и сравниваем

Сравни программы. Что ты заметил? Как перемещаются спрайты? Ответь устно.

      

Выполняем на компьютере

Уровень А

  1. Запусти среду программирования Scratch.
  2. Создай спрайты букв слова «Value».

Уровень В

  1. К буквам создай костюмы разных цветов
  2. Создай скрипты для спрайтов.
  3. При выполнении программы буквы слова «Value» должны быть представлены на сцене разными цветами.

Уровень С

  1. Набери в графическом редакторе Paint одно слово из списка человеческих ценностей и сохрани файл как изображение.
  2. Открой изображение в среде программирования Scratch и создай скрипт.

Делимся мыслями

Внимательно рассмотри рисунки. Что означают эти команды и в каких случаях используются? Поделись мыслями.

   

Домашнее задание

Мадина создала проект в среде программирования Scratch. В проекте нужно сменить костюм персонажа. Но костюм в проекте не сменился. Ответь устно, какую команду для этого нужно использовать? Как бы ты помог девочке?

Проверь себя

Как называется способ отображения движения объекта на экране путем перемещения или изме­нения объекта, быстрого отображения последовательности изображений на экране в зависимости от различных движе­ний?

В каких режимах работает графический редактор в среде Scratch?

Какой блок используется для смены костюма?