§ 7. Своя игра

Сегодня узнаем:

  • как создавать игру по своему сценарию;
  • как использовать переменные, вложенный цикл в программе Scratch;
  • как использовать логические операторы сравнения в программе Scratch.

Давай, подумаем!

  • Можно ли создавать свои проекты в программе Scratch?
  • Каково значение переменных?

Своя игра – Өз ойыным – My game

Программа Scratch идеально подходит для создания анимационных игр, сказок и интересных проектов. Тебе это знакомо по созданным ранее проектам.

Как создать свою игру в среде программирования Scratch?

В программе Scratch имеется достаточно команд и функций, которые нужны для написания сложных программ и игр.

Сценарий – подробное описание каждой сцены, диалога персонажей и поведения объектов. Чтобы было понятней, давай создадим сценарий для нашей игры.

Наша игра называется «Собираем фрукты».

Сформулируем условия к игре.

1.   Нужно быстро собрать фрукты в корзину.

2.   Необходимо перемещать корзину с помощью мыши влево или вправо, чтобы фрукты падали точно в корзину.

3.   Нужно собрать более 10 фруктов.

4.   Если удастся собрать фрукты за указанное время, ­персонаж Меруерт должна сообщить о выигрыше.

5.   Если не удастся собрать фрукты в указанное время, то должно появиться ­сообщение о проигрыше.

Давай создадим проект по условиям этой игры. Для этого нам нужно создать спрайты как на рисунке 15.

­Выберем спрайты девочки, мальчика, корзины, а в ка­честве спрайтов фруктов выберем разные плоды.

Рис. 15. Сцена и спрайты игры

Теперь приступим к созданию скрипта игры. Для этого создадим скрипты к каждому спрайту 
(рис. 16–18).

Рис. 16. Скрипт для фруктов
Рис. 17. Скрипт для персонажей Меруерт и Алмаса
Рис. 18. Скрипт для корзины

Мы можем просмотреть эти скрипты в программе Scratch и разработать проект своей игры.

Это познавательно!

При разработке проектов в среде программирования Scratch для каждого спрайта нужно создавать отдельный скрипт.

Это интересно!

Самая продаваемая игра – Тetris. На данный момент продано более 40 миллионов ее копий.

Отвечаем на вопросы

  1. Какие блоки использовались при создании игры?
  2. Какие блоки имеются в программе?

Думаем и обсуждаем

  1. Почему блоки раскрашены в разные цвета?
  2. Зачем нужно составлять сценарий при создании игры?

Анализируем и сравниваем

Сравни скрипты. Какие команды в них представлены?

   

Напишите ответ

Выполняем на компьютере

Уровень А

Проверь в программе Scratch сценарий игры, который приведен в параграфе.

Уровень В

Составь таблицу умножения или придумай тестовые ­задания из вопросов и ответов по твоему любимому ­предмету. 

Уровень С

  1. Создай в среде программирования проект игры на тему «Мой родной край».
  2. Выбери спрайты и фон, соответствующие игре.
  3. Проверь игру и поделись результатом с одноклассниками.
  4. Расскажи, какие блоки ты использовал.

Делимся мыслями

  1. Если проводить ­линию по клеткам, не отрывая ­карандаш от бумаги, то можно построить различные ­гео­метрические фигуры.

Задание: Используя команды Вверх (В), Вниз (Вн), Вправо (П), Влево (Л), создай фигуры в тетради.

В1, П1, В3, Л2, В3, П2, В1, П1, Вн3, П6, В1, П1, Вн2, Л1, Вн3, П1, Вн1, Л3, В1, П1, В1, Л5, Вн1, П1, Вн1, Л3. 

Цифры означают количество клеток.

  1. Какая фигура у тебя получилась? Можно ли самим ­нарисовать такую картинку в среде программирования Scratch?

Домашнее задание

Какую игру тебе бы хотелось создать в среде программирования? Напиши в тетради сценарий своей игры.

Проверь себя

Как называется подробное описание каждой сцены, диало­га персонажей и поведения объектов?

Какие случайные числа может выдать команда ?

Каково назначение данной команды ?